Раздел 1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фотостарт» (далее – Программа) имеет художественную направленность и является общекультурной по уровню освоения.
Данная образовательная программа направлена на обучение взрослых жанровой фотосъемке, редактированию фотоизображения с использованием персонального компьютера, ориентирована на активное приобщение обучающихся к искусству фотографии.

Актуальность
Практически каждый человек встречается с фотографией: у каждого есть снимки любимых и дорогих людей, любой просматриваемый в интернете сюжет сопровождает фотоотчет. Однако, помимо хранения и передачи информации и эстетического наслаждения от просмотра, фотографии несут в себе и другие важные функции. Вот некоторые из них: Фотография позволяет человеку раскрыться, найти свой стиль и обрести уверенность в себе, а значит - и в целом кардинальным образом изменить жизнь к лучшему. Таким образом, помимо известного предназначения и роли фотографий, в современном мире фотоискусство заключает в себе и другие важные функции, которые невозможно переоценить. Актуальность предлагаемой программы «Фотостарт» состоит в том, что её реализация позволит приобщить обучающихся к художественной фотографии во всех её аспектах, привить обучающимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств, может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни. Отличительная особенность программы Знания и умения, полученные при изучении курса, обучающиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: поздравительные открытки, рефераты; прикладные исследования и научные работы, для размещения на Web-страницах.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она позволяет в условиях глубоких изменений социально-экономической среды, происходящих в российском обществе, где особую роль приобретает проблема досуга взрослых, подготовить их к самостоятельной творческой жизни.

Новизна программы заключается в том, что она не только прививает навыки и умение работать с компьютерными программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Программа учит видеть красоту реального мира посредством искусства фотографии. Применение компьютерных технологий позволяет активизировать работу обучающихся, повысить интерес к занятиям фотографией.
Фотодело способствует не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию взрослых.
Работая с фотоаппаратом, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, обучающиеся познают истинную радость творчества. При освоении программы обучающиеся узнают, какие бывают жанры и виды фотосъемки, как правильно составить композицию, какое значение имеют элементы композиции, что делает фотографию эмоциональной и информативной. Программа позволяет не только учиться правильно фотографировать и редактировать, но и развивать у обучающихся логическое мышление, внимание, память, фантазию и творческие способности.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями)
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 20.05.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р <Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р> (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")

Адресат программы
Программа предназначена для работы со взрослыми старше 18 лет. К освоению Программы допускаются все желающие.
Учебный процесс построен с учетом возрастных психологических особенностей взрослых.

Объем реализации программы.
Для освоения программы необходимо 70 академических часов.
Продолжительность академического часа – 45 минут.

Срок реализации программы
Срок реализации Программы 2,5 месяца (11 недель).

Режим занятий
Занятия по Программе проходят 3 раза в неделю, каждое занятие не менее 2 академических часов.
Программа дополнительного реализуется исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме удаленного доступа (он-лайн обучения).

Форма обучения: заочная с применением исключительно дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения.

Форма проведения занятий: групповые, работа в группах, дистанционные, теоретические, практические.
При осуществлении дистанционного обучения используются следующие ресурсы: Платформа https://getcourse.ru/, сайт https://dnkphoto.ru/

Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп: В группу принимаются все желающие обучаться по Программе на основании письменного заявления.

Наполняемость учебной группы: до 20 чел.

Цель программы – освоение приемов фотосъемки, освоение и использование методов компьютерной обработки фотоизображений, развитие творческих способностей, образного мышления, эстетического вкуса.

Задачи:
1. Обучающие:
• научить основным правилам фотосъемки;
• обучить основным приемам и технике фотосъемки;
• помочь освоить основные этапы создания фотографии от идеи до фотовыставки;
• научить работать с различными источниками света в соответствии с основными принципами;
• познакомить с основами фотоискусства, его основными направлениями и историей развития фотографии;
• научить фотосъемке для любых целей.
• познакомить с правилами подбора сюжетов к заданной теме;
• дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Adobe Photoshop;
2. Развивающие:
• развить пользовательский навык работы с компьютером;
• развить логическое мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности обучающихся;
• способствовать развитию познавательного интереса к информационным технологиям.
• развивать творческое мышление и самобытное видение окружающего мира;
• развивать навыки использования графических редакторов;
• развивать логическое мышление, память, внимание, фантазию;
• раскрыть творческое начало и инициативу при разработке и защите фоторабот;
3. Воспитательные:
• заложить основы формирования информационной культуры обучающихся;
• воспитать трудолюбие, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы;
• привить основы культуры труда;
• сформировать коллективные отношения через совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося.
• воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
• формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
• участвовать в конкурсах, стремиться к победе.

При освоении материалов Программы в полном объеме обучающийся получает сертификат о прохождении обучения по Программе.

2. Рабочая программа

Содержаний программы
Программа художественной направленности возраст старше 18 лет,
срок реализации - 2,5 месяца (11 недель)
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающий программы «Фотостарт»

Планируемые результаты освоения Программы
Личностные
Обучающиеся
1. Научатся оценивать свои силы и работать в творческой группе.
2. Приобретут нравственные качества личности.
3. Научатся выполнять поставленные задачи
4. Приобретут навыки толерантного взаимодействия с окружающими
5. Приобретут навык самоорганизации
Метапредметные
Обучающиеся
1. Разовьют способности к самовыражению в процессе создания собственных проектов.
2. Разовьют интерес к фотографии.
3. Разовьют творческий потенциал и художественный вкус в процессе создания индивидуальных и коллективных проектов.
4. Получат начальное представление о работе в графических редакторах и обработке фотографии
5. Смогут использовать профессиональную терминологию
6. Смогут самостоятельно пользоваться фотоаппаратурой и фотооборудованием для своих целей.
Предметные
Обучающиеся
1. Будут иметь представление о фотографии.
2. Познакомятся фотооборудованием.
3. Познакомятся с профессиональным лексиконом.
4. Познакомятся с основами фотокомпозиции.
5. Будут иметь общее представление о профессии фотографа.
6. Будут владеть основными приемами и техникой съемки
7. Познакомятся со всеми этапами создания фотографии от идеи до фотовыставки

Учебный план
Оглавление
1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка, цель и задачи, планируемые результаты обучения)
2. Раздел 2. Рабочая программа, комплекс организационно-педагогических условий (календарный учебный график, условия, формы аттестации, оценочные материалы, методическое обеспечение)
3. Список литературы
Особенности организации образовательного процесса
Решая самые различные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные), работая на конечный предполагаемый результат, видим основную педагогическую цель — непрерывный рост личности обучающихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами уникального искусства фотографии. Занятия строятся в такой форме, чтобы у обучающихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей.
Цифровые технологии, обладая массой выразительных возможностей, способствуют значительному расширению представлений обучающихся о фотографии. Обучающиеся должны приобрести основы практических, технических навыков, используемых в современной фотографии, а также опыт творческого общения с увлечёнными единомышленниками и высококвалифицированными специалистами.

Формы проведения занятий
Лекция - это разновидность учебного занятия, состоящего в устном изложении предмета педагогом.
Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
Практическая работа - практический метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Практический метод лучше других способствует приучению обучающихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д.
Просмотр фотоматериалов - наглядное восприятие информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Формы организации деятельности обучающихся
В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии способностей, навыков и умений. Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала.
Педагог в течение занятия имеет возможность закреплять усваиваемый материал, сменяя разные виды работы, например:
− проверка домашнего задания и разбор ошибок и недочётов;
− анализ нового материала;
− закрепление терминологии;
Обучающиеся изучают свойства света и цвета. Задача обучения фотоискусству состоит в том, чтобы научить видеть, понимать и передавать в фотографии форму объектов, пространства и явлений жизни.

Материально-техническое обеспечение Программы
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Фотоаппараты цифровые.
Штативы, фотовспышки.
Фоны для съёмки.
Студийное световое оборудование.
Различный съемочный реквизит.
Компьютер с характеристиками, достаточными для комфортной работы графикой (Intel Core i5, не менее 8Gb оперативной памяти), операционная система с графическим интерфейсом, привод для USB, аудио-видео входы/выходы, подключение к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом.

Программное обеспечение:
· Microsoft Office или аналог
· Пакет программ Adobe Creative Cloud или аналог
· Google Chrome или аналогичный браузер

Кадровое обеспечение .
Для реализации программы привлекаются педагоги, имеющие высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной общеразвивающей программе, реализуемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности.
Для реализации программы могут привлекаться педагоги, обучающиеся и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности ДООП


Материальное обеспечение рабочего места педагога
/ИП Унгуряну Д.И.
«1» марта 2023г.
УТВЕРЖДАЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Фотостарт»
*Учебные недели отсчитываются с момента зачисления на обучение по образовательной программе.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В результате освоения обучающимися программы формируется творческая личность, профессиональные навыки и умения применять полученные знания на практике. Программу следует понимать, как модель совместной деятельности педагога и обучающегося, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.

Программа учитывает: преемственность; возрастные особенности обучающихся; практическую значимость, технологичность (доступность для использования в педагогической практике).
В течение прохождения программы проводится проверка знаний и умений обучающихся в виде домашней работы, которая представляет собой творческую практическую работу.
Промежуточный проект, оценка которого является промежуточной аттестацией по Программе, выполняется после четвертого модуля программы. Остальные домашние задания представляют из себя форму текущего контроля за освоением обучающимися материалов образовательной программы. Доступ к продолжению обучения открывается только после выполнения обучающимся домашнего задания.
По итогам выполнения промежуточного проекта после Модуля № 4 (промежуточная аттестация) обучающийся представляет для оценки не менее 15 сделанных им фотографий на заданную или выбранную обучающимся тему.
Для определения результативности реализации программы в течение срока ее реализации по итогам каждого модуля осуществляется текущий контроля, после Модуля № 4 – промежуточная аттестация и после освоения всех модулей Программы проводится итоговая аттестация.
Оценка работы по промежуточной аттестации проводится по системе «сдано» / «не сдано», где оценка «сдано» ставится в случае выполнения промежуточного проекта в соответствии с формальными критериями и «не сдано» - в случае невыполнения промежуточного проекта.
Оценка работы по итоговой аттестации проводится по системе «сдано» / «не сдано», где оценка «сдано» ставится в случае выполнения и сдачи на проверку финального проекта и «не сдано» - в случае если обучающийся не направил финальный проект педагогу.
Критерии отслеживания программы:
1. Выполнение творческих заданий.
2. Создание собственных снимков разных жанров.
Педагогом применяются следующие формы контроля:
- наблюдение;
-подготовка и защита: собственного портфолио, презентации;
- защита проекта;
Критерии оценки результативности освоения образовательной программы:
- знание жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, архитектура, интерьер;
- усвоение основной роли света в фотосъёмке;
- усвоение технических приёмов в фотосъёмке;
- знание основных функций цифровых графических программ;
- умение обрабатывать снимки в графических программах, фоторедакторах.
Методические материалы
Педагогические методики и технологии, используемые в процессе обучения:
Наглядный метод - работа по образцу.
Словесный метод – объяснение тех или иных действий.
Практический метод – наглядный показ в сочетании с объяснениями.

Принципы проведения занятий, направленных на развитие творческих способностей
1. Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений.
2. Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами.
3. Предоставление обучающимся возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом.
4. Помощь обучающимся в выражении их идей (чтобы были понятны окружающим).
5. Уважительное отношение к идеям участников обсуждения.
6. Создание безопасной психологической атмосферы.
7. Избегание неодобрительной оценки творческих идей, проявление сочувствия к неудачам.
8. Поддержка, эмоциональное подключение.
9. Использование личного примера ведущего творческого подхода к решению проблем.
10. Возможность самостоятельного поиска решений. Создание творческой атмосферы
Одним из основных условий развития творческой личности является широкий подход к решению проблемы (творчество-стиль жизни).
Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизнедеятельности творческим, ставить обучающихся в ситуацию познавательного, художественного, нравственного творчества.
Существует множество приемов создания творческой атмосферы:
-первоначально давать легко доступные творческие задания;
-признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
-раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
-поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
-знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
-строить предположения на неограниченных данных;
- соотносить на первый взгляд несоотносимое.
- устранить внутренние препятствия творческим проявлениям.
Чтобы обучающийся был готов к творческому поиску, надо помочь ему обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими. Необходимо создавать условия для того, чтобы обеспечить ему возможность высказать свое мнение, строить предположение. Он не должен бояться сделать ошибку;
Не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное звено.


Информационные источники, используемые при реализации программы

Для педагога
1. Поллак П. Из истории фотографии. – М., 1982.
2. Проблемы композиции. – М., 2000.
3. Уэйд Д. Техника пейзажной фотографии. – М.: Мир, 1989.
4. Фотография. Энциклопедический справочник. – Минск, 1992.
5. Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография техника и искусство. – М.: Мир, 1986.
6. Журнал «Фотодело».
7. Владимир Гамалей: Мой первый видеофильм от А до Я - Питер, 2006.
8. Дж.Данн: Цифровое видео.Быстро и эффективно – Питер, 2005
9. Элиот Кюнер и Соня Вейс: Фотография. Простые и надежные методы получения потрясающих снимков.- АСТ, Астрель, 2006.
10. Эдриан Дейвис: Энциклопедия фотографии - АСТ, Астрель, 2005
11. Теоретический материал с сайта: http://www.snimifilm.com
12. Шульцман М.Я. Современные Сергеев Е.Ю.Учебная газета: теория и методы создания. Монография
13. Сергеев Е.Ю. Вспомогательные (прикладные) дисциплины. Фотодело. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, . – 2010.
14. Сергеев Е.Ю. Фотодело: теоретические и методологические аспекты Монография – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, . – 2010. –
15. Фотографические аппараты.- М.:, Искусство, 2000
16. Фотография. Энциклопедический справочник. - Минск, 1992.
17. Дыко. Л «Основы композиции в фотографии». М., 1977.
18. Пожарская. С «Фотомастер». М., 2002
19. Дыко Л «Беседы о фотографии». М., 1977
20. Лапин. А. «Фотография как…». М., 2004.
21. «Новая история фотографии» под ред. М. Фризо.. М., 2008.