Про фотографии

Как фотографировать на природе | DNK.PHOTO | Онлайн фотошкола

Как фотографировать на природе: Осмотрите локацию заранее

Если у вас нет времени, сил, ехать далеко и возможности не представляется — все равно осмотрите локацию заранее.

Желательно, в то же время, когда будете снимать, или прикиньте по компасу и расположению деревьев и неровностей местности, как будет падать свет во время съемки.

Если вы хотите, к примеру, чтобы модель залезала на поваленное дерево — залезьте на него сами, проверьте на прочность и удобство. Посидите и полежите везде, где собираетесь сажать и класть модель. Или хотя бы осмотрите это место на предмет крапивы и других колючих/жгучих растений. Вы можете представить себе огнищенские кадры в ежевичнике, но этот ежевичник мало того что колется, еще и одежду дерет. И это те вопросы, которые вам придется решать при съемке в лесу.

Осмотрите предполагаемое место съемки также на предмет звериных троп и птичьих гнезд. Да, первые тоже можно найти не в глухой чаще, а недалеко от опушки. И от первых, и от вторых лучше держаться подальше, во имя взаимного сохранения психики и здоровья — и ваших, и лесных обитателей. Мышиные норы можете игнорировать: мышам обычно пофиг.

Как фотографировать на природе: о свете

У лесного света очень много нюансов:
  • Он «уходит» вечером раньше и появляется утром позже, чем на открытом месте. Соответственно, вам нужно сдвигать время съемки в «золотой час»: вечером — на полтора часа раньше, утром — на час позже (светает утром быстрее, чем темнеет вечером). Да, вы действительно получите этот «золотой час» в лесу в другое время. Такой вот метеорологический и оптический фокус. Зато имеете шанс внутри леса получить туманное золотистое утро в менее кромешную рань, потому что туман под деревьями тоже стоит дольше: стволы и подлесок его задерживают и не дают рассеиваться.
  • «Кружевной свет» через кроны деревьев всегда мягче, чем прямой солнечный. Этот лайфхак работает и в парке: поставьте модель под дерево, через крону которого пробивается свет — и пересветы на коже будут сильно меньше. Особенно хороши широколиственные породы, в средней полосе это дуб, вяз, липа, клен, ясень. Еще орешник, если вымахал достаточно большой. Мелколистные березы или осинки обычно дают мало тени, а ели — наоборот, слишком много.
  • Снимайте на прогалинах. Желательно, маленьких (или узеньких). Подступающие со всех сторон деревья тоже несколько уменьшают количество света, делая его мягче. К тому же этот льющийся сверху свет очень красив. Того же эффекта можно добиться на достаточно широкой тропе или лесной дороге, над которой деревья расступаются.
  • Еще одно место для съемки — опушка, или край той самой прогалины. Через первый ряд деревьев свет проходит внутрь красивыми узкими полосами, на самой опушке почти всегда есть место под ветками, где находится тот самый смягченный «кружевной» свет. Обратите внимание на все эти точки, когда будете предварительно осматривать локацию.
  • Зеленые цветовые рефлексы. Давайте скажем честно: ОНИ БУДУТ, если вы снимаете прямо в лесу. Их можно избежать, поставив модель на опушке снаружи, или на достаточно широкую прогалину, но это не всегда дает сделать все нужные кадры. На лесной тропе, под деревом, сидя низко в траве или папоротниках, а тем более лежа — модель почти наверняка поймает зеленые блики на кожу. Так что готовьтесь убирать их при обработке.

Как фотографировать на природе: Административно-хозяйственная часть

  • Возьмите репелленты (и в баллончике, и спирали, причем спиралей — две, с подставками, одну возле себя поставите, вторую — возле модели). И не забывайте про клещей, пожалуйста. Берите репеллент, который на них действует. Сами — обязательно надевайте закрытую одежду, если для модели по задумке это невозможно — увы, в план съемки придется добавить осмотры всей модели раз в 10-15 минут. Клещи медленные, они какое-то время просто ползут, их можно просто снять. А лучше всего — выбирайте для съемок в лесу время, когда сезон клещей еще не начался или уже закончился.
  • Возьмите нож, а лучше мультитул. Возьмите-возьмите! Вам непременно придется что-то срезать для букета, который вы дадите в руки модели, или наоборот — чтобы убрать лишнюю траву из кадра. Оборвать руками можно не все и не всегда. Еще ножом можно вырезать куски дернины со мхом, чтобы художественно раскладывать их в кадре. (Не забудьте потом вернуть все на место). Но не режьте, пожалуйста, по возможности, ветки деревьев: если их надо убрать из кадра, их чаще всего можно просто отогнуть, зацепив за другие ветки. Потом вернуть на место, как дернину.
  • Возьмите то, на чем можно сидеть и/или лежать. На голой земле это делать не всегда удобно, а кадры в таких ракурсах получаются хорошие. Это может быть что-то достаточно маленькое, чтобы его в итоге не было видно в кадре. Или наоборот — большое, которое станет элементом композиции. В общем, возьмите.

Как фотографировать на природе: Особенности природных ландшафтов

  • В ельниках мало света, зато много живописных пней и поваленных стволов: у елок слабая, неглубокая корневая система, они часто падают, в ельниках сыро (ибо мало света), поэтому пней, оставшихся от затрухлявевших деревьев, тоже полно. За папоротниками вам тоже в ельник — ну, потому что там сыро и темно, а они влаго- и тенелюбивые.
  • В сосняках почти нет подлеска, зато лежит толстенный слой сухой хвои, поэтому даже в разгар лета кадр будет по основному тону не зеленым, а рыжим.
  • В дубравах мало кустарников и мелких деревьев в подлеске, большие деревья растут редко: дубы своими мощными корнями вытесняют все вокруг себя на несколько метров вокруг.
  • Березовые рощи такие прозрачные, что снимать там можно почти так же, как на открытом месте.
  • Смешанный лес с примесью ельника почти наверняка позволит вам получить плюсы всех видов леса, избежав их недостатков: захотите больше света — пойдете туда, где лиственные деревья, захотите найти живописный бурелом — пойдете глубже в лес, где больше ельника.
  • Если вам нужен туман, то он бывает у воды. Значит, вам понадобится лесной водоем, или лес на берегу водоема. С болотами экспериментировать ото всей души не советую, хотя туман там тоже есть: во-первых, мокро по всей поверхности, во-вторых, опасно. *На заднем плане, для большей выразительности момента, воет собака Баскервилей и орет выпь.*

Как фотографировать на природе: Зеленый шум

Ключевая особенность любой лесной съемки: очень грязный задний план, с которым вы ничего не сделаете, потому что это лес! Там куча всего за спиной у модели будет расти, цвести, переплетаться ветками и наваливаться друг на друга.

Очевидный выход: максимальное размытие заднего плана. Но оно не всегда нужно, а иногда и прямо нежелательно. Что мы можем сделать еще?..
  • Смотрите, чтобы масса деревьев/кустов на заднем фоне была максимально плотной, без просветов. Тогда она сольется в единый общий фон и не будет делать вам нервы.
  • Выберите один объект (например, большой отдельно стоящий куст, или толстый ствол дерева), который станет основным фоном, а остальное «уйдет» на совсем задний план. Тогда шум на третьем плане станет куда менее критичен.
  • Если вы хотите получить красивую картинку ритма стоящих рядами, как колонны, стволов, выбирайте место, где нет или почти нет подлеска из мелких деревец или кустов (привет дубравам!), они этот ритм сожрут и сделают фото «грязным». Трава, даже высоченный бурьян, уже не роялит. Выбирайте старые деревья с толстыми стволами, они меньше мельтешат в кадре, чем частая молодая поросль.
  • Снимайте сверху вниз, снизу вверх, сидящую модель, сев вниз — почти от уровня земли. Эти ракурсы позволят вам разными способами избавиться от «грязного» заднего плана.