Про фотографии

Абстракционизм в фотографии | DNK.PHOTO | Курсы фотографов

Что такое абстракционизм вообще?

Возьмем для примера взяла картину Марка Ротко. Это представитель абстрактного экспрессионизма.

Абстракционизм

Это стиль в искусстве, произведения в котором не изображают ничего конкретного, на них нельзя различить узнаваемые объекты реальности.
Картины Марка Ротко выглядят так прямоугольники разных цветов, расположенные в определённой последовательности. Мы смотрим на картину и не понимаем, что на ней нарисовано. А нарисовано ничего. В этом и идея.
Идея абстракционизма заключается как раз в том, чтобы человек смотрел на произведение и не понимал, что именно на нем изображено.

Говоря искусствоведческими терминами и определениями, абстракционизм - это искусство, отказавшееся от нарратива.

Нарратив - это когда нам что-то рассказывают. Нарратив есть там, где понятен сюжет. Это может быть и картина, и литературное произведение, и кино.
Даже в натюрморте есть нарратив. Например, изображено яблоко, оно лежит на столе, и можно определить его положение относительно других предметов. А если на картине появляются убитый фазан и ружье, мы понимаем, что речь об охоте.
И в голове зрителя появляются образы, которые рассказывают историю. Даже если он просто видит предметы, лежащие на столе.

В случае с абстракционизмом такого не происходит. Мы смотрим на картинку и не понимаем, что художник хотел сказать. И ровно для этого он и старался привести свою картину к этим прямоугольным пятнам.

При рассмотрении абстрактных картин мы можем пойти двумя путями. Как зрители, мы можем придумать, что изображено, вложить в абстрактный образ какой-то свой смысл.

Например, на приведенной выше картине Ротко мы можем представить, что человек смотрит в окошко, например, поезда. Он едет и видит, как заходит солнце. И вот уже пятна превращаются в закат и полоску леса.

То есть мы можем из этих неопределённых пятен сложить определённую картинку, представить её себе, вдуматься в этот абстрактный образ, вложить в него что-то своё
А можем не вдумываться в образы, а только рассматривать сочетание цветов, как они подобраны и как он композиционно расположил эти прямоугольники, то есть думать только про форму, которую мы так и не наполнили содержанием. И любоваться тем, хорошо художник подбирает цвета в своих картинах.

Как получается абстракция в фотографии

Когда мы говорим о фотографии, задача усложняется. Если художник может взять и нарисовать чем угодно любые абстрактные пятна, то фотография - это всегда съёмка реальных объектов. И фотографу приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы этот кусок реальности превратить в абстрактный образ.
Самый простой вариант – это когда нет фокуса на картинке.
Например, здесь получили цветные пятна с помощью эффекта боке.

Что такое абстрактная фотография?

Это когда фотограф фокусируется на каком-то моменте и изолирует его от того, что создаёт нарратив, историю.
Мы убираем из фрагмента, который снимаем, весь возможный контекст. Чем сильнее и лучше удастся убрать контекст, тем более абстрактная получится фотография.

В примере выше настолько всё размыто, что невозможно понять, что это за огоньки, где они светят. Может быть, это гирлянда, которая положена или повешена где-то в доме. Или это разноцветные уличные огни. Мы не понимаем, где это находится, в каких обстоятельствах снято. Именно за счёт того, что фотограф размытием и расфокусом убрал из кадра весь контекст, и мы не можем привязать фотографию ни к какой конкретной истории. И получается абстрактное фото.

Здесь у нас снова два пути восприятия: мы можем себе представить, что это висящая где-то на стене или на окне гирлянда, которую заснял фотограф, а можем ничего себе не представлять и смотреть только на цвета и расположение цветных кружков.

В целом эта фигура из множества кружков вписалась в рамку кадра и получилась некоторая композиция. В этом случае мы вообще не думаем, что именно фотограф снимал и что именно он так сильно размыл.

Как еще снять абстрактную фотографию?

1. Снять детальный план, выделить из объекта какой-то фрагмент и сосредоточиться на нем, тем самым изолировать его от контекста за счёт того, что в кадре нет объекта целиком.
2. Воспользоваться специфическим ракурсом. Так что сразу невозможно будет понять, что в кадре. Например, очень необычный эффект получится, если сфотографировать шляпку гриба снизу крупным планом. Мы очень редко смотрим на гриб снизу вверх, и пластинки на грибе распознать будет сложно. Ракурс выбирается так, чтобы было невозможно опознать форму объекта. Либо такой, который искажает привычную форму объекта, и мы не можем сразу опознать объект. Способов масса. Специфический ракурс может дать очень интересные эффекты.

3. Фото в режиме макросъёмки. Когда мы сильно увеличиваем объект, и он начинает выглядеть не так, как обычно. Наверняка вам встречались такие фотографии. Например, в соцсетях одно время была распространена игра-угадайка, где фотограф снимал объект в режиме макросъемки и предлагал подписчикам угадать, что за объект он фотографировал. Потому что когда мы сильно приближаем объект, он становится неузнаваемым за счёт крупного плана. Мы не привыкли так на него смотреть. Либо мы не можем так на него посмотреть глазами без специальных приборов. Поэтому создаётся эффект абстрактности.

4. Воспользоваться фотоэффектами, благодаря которым объекты в кадре будут выглядеть абстрактно.
Смысл абстрактной фотографии заключается в том, чтобы показать абстрактность, сделать абстрактность именно средствами фото. Поэтому фотографы абстракционисты снимают то, что есть в реальности, но так, чтобы было непонятно, что это. Для этого пользуются в основном теми эффектами, которые можно использовать прямо при съёмке.
1. Двойная экспозиция и отражение, когда получаются интересные кадры на стыке двух объектов.

2. Шевелёнка, когда мы получаем смазы на длинной выдержке, в кадре появляются странные линии от источников света, и мы тоже на выходе получаем абстракцию.

3. Расфокус. Если мы расфокусируемся, пропадает чёткость объектов, они размываются в пятна, и мы тоже получаем абстракцию.

4. Эффекты света, работа с тенями точно так же, как со световыми бликами, а также другие эффекты, которые даёт свет. Возможно, когда он даёт специфические блики и помехи. Когда мы снимаем против света, бликует объектив, и в кадре появляются различные пятна, радуга и т. д. Когда мы с призмой снимаем, тоже получаются эффекты света. Светом можно очень активно пользоваться, чтобы получать абстрактные снимки.

А теперь самый главный вопрос: зачем вам абстракционизм в фото?

Зачем фотографу, который не собирается становиться фотохудожником, снимающим абстракции, делать все это?
Мы уверены, что каждому полезно попробовать себя в абстрактных фотографиях. Потому что это отличное упражнение, которое позволяет развить некоторые навыки:
1. Развить чувство композиции, потому что все эти странные пятна, линии, фигуры, которые получаются на абстрактном фото, всё равно должны быть композиционно уложены. И это может быть единственный вариант, когда мы, не беря в руки карандаш и не рисуя, сами можем подумать о композиции в чистом виде, не привязываясь к конкретным объектам. У нас нет человека в кадре, нет собаки, нет вазочки, нет дома. Есть только линии, фигуры и пятна, которые нужно расположить так, чтобы они в кадре смотрелись красиво.

2. На абстрактной фотографии хорошо изучать, как себя ведут различные фактуры, текстуры, материалы, поверхности, объекты. Изолировать всё от контекста и поработать именно с тем, какие эффекты может давать фактура. Точно так же можно брать металл, кожу, поверхность воды, брызги воды – что угодно! Мы уходим от задачи показать объект и показываем поведение материала в кадре.

3. В абстрактной фотографии вы можете освоить приёмы, которые потом в дальнейшем будете использовать для своих совсем не абстрактных кадров и делать их интереснее. Тот же приём с двойной экспозицией или со съёмкой через стекло может добавить интересные эффекты на ваших фото.

4. Абстрактная фотография помогает избавиться от привычных шаблонов и стереотипов восприятия, посмотреть на вещи под другим необычным углом. Вытащить себя из состояния, что вы застряли, у вас мало новых идей, и вы всё делаете стандартное. Вам уже самим не нравится то, что вы по одному и тому же шаблону ходите. Попробуйте встряхнуться с помощью съёмки абстрактной фотографии. Вас могут неожиданно озарить идеи, которые вам не приходили в голову, пока вы топтались по привычной колее.
Пробуйте, экспериментируйте, развивайте свое творческое видение и добавляйте новизны в свои фотографии!